» »

Интересные факты про деда мороза. Дед Мороз − факты и суеверия Факты что дед мороз существует

16.06.2024

Добрый Дедушка, который приходит в наши дома и на корпоративы под Новый год, намного старше, чем мы думаем. Ему исполнилось уже более двух тысяч лет! Причем он не всегда улыбался в бороду , носил в руках посох, а за плечами – мешок с подарками. Первый Дед Мороз, который назывался Зимником, держал увесистую железную булаву. И если ему что-то не нравилось, применял ее по назначению.

Первый Дедушка был личностью значительной: не случайно его отцом считался славянский бог Велес. Если Морозу было грустно, на крышах домов вырастали сосульки. Когда температура за окнами понижалась, люди думали, что это Зимник остужает всех своим дыханием. А иней на земле и деревьях они воспринимали как случайно брошенные им слова.

До Петра Великого в России вообще не знали, что такое Новый год. В 1700 году царь-император издал указ, который в буквальном смысле слова заставлял народ отмечать этот праздник. Тогда же по домам стали ходить первые Деды Морозы. Но мешки с подарками они раскрывали только послушным и добрым детям. Хулиганы, лентяи и прочие «нарушители дисциплины» вместо приятного сюрприза получали палкой по филейным местам.

Морозом Ивановичем Дедушку стали величать только в 1840 году, когда писатель Владимир Одоевский издал сборник «Детских сказок дедушки Иринея».

А вот одиноким Дед Мороз оставался вплоть до советских времен. Именно тогда, чтобы раз и навсегда отделить нашего Мороза от Санта-Клауса, для него и придумали внучку – Снегурочку.

Кроме Деда Мороза и Санта-Клауса в мире существует немало других новогодних символов. Например, финны считают главным персонажем Новогодья козла, так как именно в него перевоплощается добрый волшебник Йоулупукки. Детей и внуков у Йоулупукки нет, зато он официально женат. Правда, на ком – загадка, и никто никогда его жены не видел.

В разных странах Деда Мороза и называют по-разному. Например, на Кипре его кличут вполне по-русски – Василием. К шведским ребятишкам приходит Крисе Крингл, к японским – Одзи-сан, к чешским – дед Микулаш, к французским – Пер Ноэль, к итальянским – Бабо Наттале. Англичане именуют своего Дедушку Батюшкой Рождеством. А в Норвегии вообще нет Деда Мороза: его роль в рождественские праздники играют забавные домовята Ниссе.

Облик нашего Дедушки намного традиционнее, чем у Санта-Клауса. Он одет в шубу до пят, носит в руках обязательный посох и не увлекается вредными привычками (хотя актеры, исполняющие Дедов Морозов, в праздники часто пускаются во все тяжкие). А вот Санта-Клаус, наверное, плохо видит, поэтому иногда изображается на рождественских открытках в очках. Иногда его можно «застукать» даже за курением трубки.

Долгое время было непонятно, где же настоящая резиденция Деда Мороза – все-таки в Великом Устюге или в Лапландии. Вопрос решили миром: раз Дедушка – волшебник, ничто не мешает ему одновременно быть и там, и сям.

1. Первое совместное официальное появление Деда Мороза и Снегурочки произошло на встрече 1937 года в московском Доме Союзов.

2. Снегурочка является персонажем народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила. Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу».

3. В 1873 году Островский написал пьесу «Снегурочка», где девушка является дочкой Деда-Мороза и Весны-Красны. Автор описывает Снегурочку как бледнолицую светловолосую девушку. Одета она в бело-голубую шубку с меховой опушкой, меховую шапку, рукавички.

4. Образ Снегурочки начали использовать на многих детских мероприятиях (новогодних и рождественских). Фигурки Снегурочки вешались на ёлку, а девочки наряжались в костюмы Снегурочки. Кроме того, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы Римского-Корсакова.

5. В книгах по организации новогодних ёлок советского периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом - как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.

6. В 1968 году для фильма «Снегурочка» у реки Мера (левый приток реки Волги) была построена «деревня берендеев». После завершения съёмок деревянные декорации были перенесены в Кострому, где возник парк «Берендеевка». Кроме этого, в Костроме теперь есть «Терем Снегурочки», в котором она круглый год принимает гостей. А 4 апреля в Костроме отмечается день рождения Снегурочки.

7. Долгое время Дед Мороз и ёлка с Новым годом существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине 19 века. Тогда в России задумали создать «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям. При Александре II упоминаются «старый Рупрехт», святой Николай или «дедушка Николай». А в 1886 году впервые отмечается «Морозко» - к началу 20 века уже складывается знакомый образ Деда Мороза.

8. По инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1998 года действует государственный туристический проект «Великий Устюг - родина Деда Мороза». В рамках этого проекта с 2005 года также отмечается «официальный» день рождения Деда Мороза: 18 ноября. Эта дата была выбрана как день, близко к которому в Великом Устюге по статистике ударяют первые сильные морозы.

9. Как известно, Дед Мороз живет и в Великом Устюге, и в Лапландии. Он ведь сказочный персонаж! Однако многие дети не указывают в своих письмах точный адрес. Ситуацию разрешили так. Если на детских письмах Деду Морозу не указан Лапландский заповедник, то их доставляют в Великий Устюг.

10. Своя резиденция у Деда Мороза и Снегурочки есть и в Белоруссии. Она находится на территории национального парка «Беловежская пуща». За первые пять лет работы Поместья здесь побывало более 340 тысяч туристов из 70 стран мира.

ТЫ ДОЛЖНА ВЕРНУТЬ САНТА-ХРЯКУСА.
- Зачем? Ради мира, доброй воли и звона волшебных бубенцов? Да всем наплевать! Он просто старый толстый клоун, который заставляет людей веселиться в страшдество! И я пережила все это ради какого-то старика, который лазает по детским спаленкам?
- НЕТ. РАДИ ТОГО, ЧТОБЫ СОЛНЦЕ ВСТАЛО.
Терри Пратчетт «Санта-Хрякус»

Дед Мороз, Санта-Клаус, Пэр Ноэль, Святой Николай - зимние дарители подарков хорошим детям (на самом деле - всем подряд) заполонили весь околохристианский мир. Эти персонажи делают самое холодное и мрачное время года чуточку волшебным, помогают скрасить бесконечное ожидание весны. Но в самом начале своей древней истории они были такими же холодными и мрачными. Человечество прошло долгий путь, прежде чем начало отмечать победу над своими зимними страхами.

Dead Мороз

Чем севернее жили люди, тем сложнее у них были отношения с природой. И тем затейливее им представлялись персонификации стихийных сил, с которыми приходится бороться, чтобы выжить. Именно к воплощениям зимней стужи восходит образ бородатого добряка с мешком подарков. Только в древности он был совсем не добрым, и подарок в его арсенале был один: шанс пережить ещё одну зиму. Бесценный дар для времён, когда сорок лет считались преклонным возрастом.

Мороз, снег и лёд, зимняя глухая темень в сознании наших предков ассоциировались со смертью. В скандинавских мифах на обледенелом севере расположено царство мёртвых, где правит жуткая богиня Хель - прототип Снежной королевы из сказки Андерсена. Дома современных Дедов Морозов тоже помещают на севере: Лапландия, Гренландия, Аляска, Северный полюс, «полюс холода» Оймякон в Якутии… Российский Великий Устюг Вологодской области да белорусская Беловежская пуща - пожалуй, самые южные места, где поселяли этого дедушку. К счастью, современные Деды Морозы не хотят нас убить. А наших предков - хотели. И те хитрили как могли, откупаясь жертвами.

В самую длинную ночь в году - в зимнее солнцестояние, с 21 на 22 декабря - древние германцы и кельты отмечали праздник Йоль (Yule). Было чему радоваться: после этой ночи солнце «поворачивало на весну», и день начинал удлиняться. Люди украшали дома вечнозелёными ветками падуба, плюща и омелы, пили горячий эль с пряностями, сжигали в камине специальное «йольское полено», ходили в гости к соседям. Эти обычаи после христианизации Европы стали атрибутами Рождества и Нового года, наступающих чуть позднее Йоля.


Йольское полено - не только украшение, но и традиционный рождественский десерт (рулет с кремом)

Изображение Вотана-странника стало популярной иллюстрацией к истории Вечного Жида

У германцев Йоль был посвящён Вотану (он же Один), богу мудрости, владыке жизни и смерти. По легенде, впервые пересказанной Якобом Гриммом, Вотан скачет в эту ночь по небу во главе Дикой охоты, приобщая к своей свите неосторожных путников. Возможно, именно здесь коренится традиция «Рождество - семейный праздник»: в самую длинную ночь года все члены семьи должны сидеть у родного очага, а не шляться по дорогам. Вотана часто изображали длиннобородым стариком, опирающимся на копьё, в плаще и шляпе странника - узнаете Дедушку Мороза в тулупе и с посохом? Вотану на Йоль приносили жертвы - достоверно известно, что это были лошади и свиньи, но не исключено, что в самой глубокой древности жертвы были человеческими.

Славянский Мороз (Мраз) тоже требовал жертв. Отголосок церемонии человеческого жертвоприношения можно увидеть в сказке «Морозко». Помните девушку, которую едва не заморозили до смерти, но потом щедро одарили в награду за кротость? Так вот, юные девственницы, которых каждую зиму отправляли в лес в качестве жертвы зимнему богу, действительно замерзали насмерть. Но в языческом сознании такая смерть означала приобщение к той самой стихийной силе, которой все боялись. И если Морозко принял жертву - значит, в этом году он будет добрым.

В украинских и белорусских сёлах ещё в XIX веке ритуально «приглашали» Мороза на рождественскую кутью (сладкую пшеничную кашу с сухофруктами) - безобидный эквивалент человеческой жертвы. Если вспомнить, что кутья также была традиционным блюдом на славянских поминках, ритуал приобретает дополнительную глубину, превращаясь ещё и в способ связи с духами умерших предков.

Но как эти капризные и ненасытные стихии превратились в добрых и щедрых дарителей? Чтобы это произошло, в мировой мифологии должен был появиться другой, не языческий персонаж.

В книге Терри Пратчетта «Санта-Хрякус» пропавшего духа Страшдества подменяет Смерть - потому что антропоморфные персонификации должны помогать друг другу

Санта-Чудотворец

В III веке нашей эры в римской провинции Ликия, что в Малой Азии, жил юноша Николай, который с детства решил посвятить себя религии. Когда умерли его родители, он раздал всё своё немалое наследство бедным, а сам отправился в обучение к дяде-епископу, который позднее рукоположил его в священники. Со временем Николай сделался епископом Мирликийским, любимым в народе за доброту и щедрость к нуждающимся. Причём эту щедрость он проявлял тайком - но всё равно почему-то становилось известно, что загадочным благодетелем был именно епископ.

Одна из легенд о Николае гласит, что он прослышал о трёх сёстрах-красавицах, чей отец был беден и не мог дать за ними приданого, поэтому вместо того, чтобы выдать дочерей замуж, замыслил продать их в публичный дом. Чтобы спасти девушек от этой участи, Николай собрал три мешочка с золотом и подкинул их в дом сестёр - по разным версиям легенды, в окно или печную трубу. И мешочки эти угодили в чулки, вывешенные возле очага для просушки.

Изображение святого Николая в католической традиции. Кстати, как и Вотан, он считается покровителем путешественников.

В память о щедрости святого Николая - а святым он был назван ещё при жизни - день его памяти (6 декабря, или 18 декабря по новому стилю) стал праздником, в который положено дарить подарки и помогать бедным, ритуально приобщаясь к тому истинно христианскому образу жизни, который вёл епископ-бессеребренник. Детям рассказывали, что подарки приносит сам святой Николай - добрый седобородый старик в длиннополом епископском одеянии и высоком головном уборе (митре). Чтобы подарок оказался в детском носочке, который специально вешали у камина, святой Николай якобы поднимается на крышу каждого дома и спускается по печной трубе.

В эпоху Реформации, когда протестанты боролись с католическим обычаем почитания святых как с идолопоклонничеством, ритуал дарения подарков сместился на Рождество - в память о дарах, которые принесли младенцу Христу трое волхвов. Святой Николай впал в немилость, сохранившись в качестве главного рождественского благодетеля лишь в нескольких странах. Сейчас многие польские, украинские, австрийские, чешские, венгерские, хорватские и часть голландских детей получают главные подарки «за хорошее поведение в течение года» не на Рождество или Новый год, а в день памяти святого Николая - 18 декабря. Впрочем, некоторые умудряются выпрашивать у родителей по подарку на все зимние праздники. Если вы помните себя ребёнком, то должны знать, как это делается.

В Нидерландах и Бельгии Святого Николая сопровождает Чёрный Петер - слуга-мавр, ведущий свою родословную от одного из рождественских волхвов-дарителей.

Праздник к нам приходит

Из Голландии святой Николай переехал в Америку - вместе с волной голландских переселенцев в XVIII веке. Они называли его Синтерклаас - отсюда и произошло известное нам имя «Санта-Клаус». Правда, поначалу его так звали только в Нью-Йорке, который изначально принадлежал Голландии и назывался Новый Амстердам. Английские пуритане, делившие северо-восток нынешних Соединённых Штатов с голландцами, Рождество не отмечали - у них вообще были проблемы с весельем.

В 1821 году Синтерклаас впервые садится в сани, запряжённые оленем

Отец Рождество образца 1836 года больше напоминает бога вина и веселья Диониса (Бахуса)

Но в английском фольклоре был старинный персонаж по имени Отец Рождество (Father Christmas), символизировавший не христианский обычай бескорыстно делиться с ближним, а скорее языческую любовь к безудержному веселью во время праздников. Отца Рождество представляли толстым бородатым мужиком в коротком камзольчике на меху, любителем выпить пива, плотно поесть и поплясать под заводные мелодии. В викторианскую эпоху, когда влияние протестантов в Англии ослабло (большинство успело эмигрировать в Америку), Отцу Рождество досталась ещё и миссия дарить детям подарки. А в Америке его внешность и любовь к веселью («Хо-хо-хо!») достались Синтерклаасу, превратившемуся в Санта-Клауса. Красный цвет одежды - вот и всё, что осталось в Америке от епископа Николая.

В 1821 году Синтерклаас появился на страницах детской книжки неизвестного автора «Новогодний подарок детям от пяти до двенадцати лет», а в 1823-м - в стихотворении Клемента Кларка Мура «Визит Святого Николая», ныне известном американским детям как «Ночь перед Рождеством». Оно написано от лица отца семейства, который просыпается в рождественскую ночь и наблюдает, как по небу летят сани Санта-Клауса, запряжённые оленями, и как сам Санта спускается по каминной трубе, чтобы разложить подарки для детей в чулки, развешанные у камина.

В стихотворении Мура названы имена восьми оленей из упряжки Санты: Дэшер, Дэнсер, Прэнсер, Виксен, Комет, Кьюпид, Дондер и Блитцен. Шесть первых - английские (Стремительный, Танцор, Скакун, Резвый, Комета, Купидон), последние два - немецкие (Гром и Молния). Девятый и главный олень Рудольф появился больше ста лет спустя, в 1939 году, в стихотворении Роберта Л. Мэя. Особенность Рудольфа - огромный сияющий нос, которым он освещает дорогу всей упряжке.

Эта сцена с тех пор повторяется постоянно - на рождественских открытках, в кино и мультфильмах, а также в рассказах родителей, которые хотят, чтобы их дети верили в Санта-Клауса, а не в мучительные поиски подарков в суете предрождественских распродаж. Появилась традиция оставлять в рождественскую ночь у камина угощение для Санты: молоко с печеньем - в Америке и Канаде, рюмку хереса или бутылку пива с куском мясного пирога - в Англии и Австралии. Да, Санта-Клаус стал частью культуры всех англоязычных стран, вернувшись через океан на свою прародину Британию, а оттуда добравшись до Австралии. Кстати, в 2008 году ему было даровано канадское гражданство.

А в том, что Санта стал известен всему миру, винить надо божество ХХ века - Его Величество Маркетинг. В 1930-е годы весёлый румяный старик в красно-белых одеждах стал появляться в рекламе «Кока-колы». Тогда же актёры, изображающие Санту, начали в праздники работать в разукрашенных торговых центрах и на рождественских ярмарках - общаться с детьми, выслушивать их заветные желания и ненавязчиво продвигать товар.

Эта реклама уже тогда была настолько массовой, что породила устойчивую городскую легенду, будто канонический облик Санта-Клауса был изобретён «Кока-колой». На самом деле в XIX - начале XX века он частенько появлялся на иллюстрациях в таком виде. Да и в рекламе его облик впервые использовала не «Кока-кола» - Санте и до этого приходилось продвигать минеральную воду и имбирный эль.

Борода из ваты

История отечественного Деда Мороза в том виде, в каком мы его знаем, также насчитывает немного лет. Ещё в XIX веке он был персонажем русского фольклора и детских книжек (например, сказки Одоевского «Мороз Иванович»), время от времени заглядывал на публичные детские ёлки - но редко. Родители в Российской империи рассказывали детям, что подарки им приносит младенец Иисус, либо честно признавались, что дарят их сами. Языческого Мороза не одобряла православная церковь, да и дети боялись бородатого старика - в их сознании Мороз был суровым зимним властелином из сказок. Когда в 1910 году такой Дед появился на празднике в одном детском саду, распевая песню на стихи Некрасова «Не ветер бушует над бором», малыши расплакались от страха. Воспитательнице пришлось снять с актёра фальшивую бороду, чтобы Мороз выглядел человечнее.

Встреча Морозко и кроткой падчерицы в исполнении Ивана Билибина

Революция 1917 года едва не поставила крест на зимнем празднике: Рождество, как и прочие даты церковного календаря, большевики решили списать в утиль. Ёлки и прочие ритуальные зимние увеселения были вычеркнуты из быта нового советского государства - в 1929 году Рождество официально стало обычным рабочим днём.

Но в 1930-е от «левых перегибов» начали отказываться. В ноябре 1935 года Сталин произнёс знаменитую фразу: «Жить стало лучше, товарищи! Жить стало веселее». Пользуясь случаем, кандидат в члены ЦК ВКП(б) Павел Постышев, мечтавший вернуть детям праздник, в декабре выступил в газете «Правда» с предложением: организовать для советских детей праздничные ёлки, очистив их от религиозных атрибутов. Так ёлочная звезда Вифлеема превратилась в пятиконечную советскую, вместо Рождества было решено массово праздновать Новый год, Святки с традиционным ряженьем в костюмы стали новогодним карнавалом. Изменилась и атмосфера праздника: Рождество было тихим семейным торжеством, Новый год же полагалось отмечать шумно и весело.

Иллюстрация 1950-х годов к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»

Проблема была только с Дедом Морозом: дети по-прежнему боялись старика в белых одеждах. Чтобы смягчить эффект, в сопровождение ему была выдана внучка Снегурочка, ласково называющая Мороза «дедушкой», и целая свита лесных зверюшек. Кроме того, в сказочных представлениях, которые разыгрывались на детских ёлках, Дед Мороз выступал добрым волшебником, этаким Гэндальфом, спасающим Новый год от козней Бабы-яги, Лешего, Кощея Бессмертного и прочей нечисти. Мало-помалу, в течение двух десятилетий, Дед Мороз в Советском Союзе стал таким же безобидным, хоть и могущественным добряком, как Санта-Клаус на Западе. Только одевается он обычно не в красное, а в белое и синее - оттенки заснеженных зимних сумерек. Лишь в последние годы Мороз иногда появляется в красном, а его головной убор приобретает черты митры святого Николая.

Если Снегурочка - внучка Деда Мороза, то кто её родители? Этот вопрос задают все малыши, едва научившись разбираться в родственных связях. Судя по всему, Снегурочка - это не тающая от любви бледная красавица из сказочной пьесы Островского (в пьесе её называли дочкой Мороза и Весны, а не внучкой), а одна из девушек, которых когда-то приносили Морозу в жертву. Внучкой он её называет лишь потому, что по возрасту она ему во внучки годится.

* * *

Новогодние ёлки - всё, что осталось в нашей культуре от древнего ритуала встречи Зимы и упрашиваний Мороза, чтобы он был действительно добрым. В этом празднике есть все нужные атрибуты и обрядовые действия: украшенная ёлка как воплощение мирового древа и символ бессмертия (потому что вечнозелёная), вождение хороводов (обрядовый танец, в индоевропейской культуре символизировавший солнце), разыгрывание мистерии о победе Света над Тьмой… Всё служит той же цели, с которой наши предки приносили жертвы Вотану или Морозу: бесстрашно встретиться с холодной Смертью лицом к лицу и в честном бою выиграть право пережить ещё одну зиму.

Как следует повеселитесь в новогоднюю ночь. От этого зависит, взойдёт ли весеннее солнце.

1. Мороз (Морозко, Трескун, Студенец) – славянское божество, повелитель зимнего холода.
Мороз – сын Мары-смерти и мудрого Велеса.
Древние славяне представляли его в образе низенького старичка с длинной седой бородою. Его дыхание – сильная стужа. Его слезы – сосульки. Иней – замерзшие слова. А волосы – снежные облака.

2. Супруга Мороза – сама Зима.
Помощники – Мароссы (Трескуны).
Зимой Мороз бегает по полям, лесам, улицам и стучит своим посохом. От этого стука трескучие морозы сковывают реки, ручьи, лужи льдами. А если он ударит посохом об угол избы – непременно бревно треснет.

3. Дед Мороз первоначально был злым и жестоким языческим божеством,
Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей.

4. Собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда, Зимника и Корочуна.
На праздник приходит с внучкой - Снегурочкой.

5. Создание Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего ритуала приписывается советской власти и приурочивается к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена елка.
Стремительный процесс разработки этого образа как непременного участника детского праздника «елки» стал возможным в предвоенные годы только при опоре на литературную традицию и бытовую практику, в основных чертах сложившуюся задолго до Октября.

6. Новый год 1 января (пусть и по старому стилю) в Российской империи праздновали далеко не все подданные.
Ведь Новый год не был самостоятельным праздником, он был частью рождественских празднеств, длившихся до Крещения. Хотя царь Петр I своим указом велел с 1700 года праздновать Новый год 1 января под страхом наказания и праздник этот в определенных слоях российского общества прижился, все же он носил второстепенный характер, а первостепенным считалось именно Рождество (которое, напомним, в ту эпоху праздновалось не после Нового года, как сейчас, когда мы живем по григорианскому календарю, а, конечно, до него). На Рождество люди ходили в гости, устраивали застолья, веселились, гуляя по улицам. На Новый год же собирались в основном в семейном кругу.

7. Своеобразный характер языческих божеств обусловил первоначальное поведение Деда Мороза
- поначалу он собирал жертвоприношения, воровал нерадивых детей и уносил их в мешке.
Однако со временем, как это часто бывает, все стало «с ног на голову», и со временем Дед Мороз подобрел и стал уже сам одаривать детишек. Этот образ был окончательно оформлен в СССР, в этот же период Дед Мороз “ обзавелся” внучкой – Снегурочкой, которая стала неотъемлемым спутником Деда Мороза на праздниках. Дед Мороз стал СИМВОЛОМ ПРАЗДНИКА НОВОГО ГОДА.

8. Родина всероссийского Деда Мороза находится в Великом Устюге Вологодской области
А где же жил Дед Мороз до того, как поселился в Великом Устюге?
До 1998 года всесоюзный, а потом и всероссийский Дед Мороз обитал в Архангельске. Тысячи писем от детей, адресованные Деду, согласно договоренности с Минсвязи СССР, приходили в Архангельск.

9. В 1998 году мэр Москвы Лужков и губернатор Вологодской области Позгалев усилием своей политический воли (при участии 50 миллионов долларов из столичного бюджета) поселили сказочного старика в Великом Устюге. Российский комитет по связи и информатике официально рекомендовал письма Деду Морозу, идущие со всей страны, отсылать прямиком в Великий Устюг.

10. На Кипре Деда Мороза зовут Василий.

18 ноября в России официально празднуется день рождения Деда мороза. Эта дата приурочена к наступлению зимы на родине новогоднего персонажа - в Великом Устюге, и была выбрана российскими детьми в 2005 году.

Но сам образ могущественного волшебника с бородой и посохом старше как минимум на две тысячи лет. Первобытный Дед мороз вовсе не был добродушным, он олицетворял собой лютый холод, ночь и связь с загробным миром.
Итак, о чем на самом деле сказка «Морозко», почему Снегурочка есть только в России, что означает хоровод вокруг наряженной елки и как выглядят иностранные коллеги российского волшебника - в подборке далее.
1. Недобрый дедушка Мороз и жертвоприношения
Прямых упоминаний о Дедушке Морозе в славянской мифологии нет. Но есть различные версии его появления. Одна из них - существование зимнего духа, носившего такие имена как Морок, Трескун или Морозко. В преданиях кельтов описано аналогичное зимнее божество, злое и жестокое. Звали его Великим Старцем Севера, и он был причиной смертей и бедствий. В новогоднюю ночь он ходил по домам с огромным холщовым мешком, но в отличие от своего современного аналога, не раздавал подарки, а собирал кровавые жертвоприношения, которые не получил за текущий год.
2. Морок и колядки
О связи со смертью говорит и одно из имен этого духа - Морок. Ещё до появления христианства на Руси люди верили, что духи умерших охраняют свой род и заботятся о хорошем урожае. Чтобы отблагодарить и задобрить духов, их одаривали подарками. До нас этот древний обряд дошел в виде колядок. В канун празднества деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, где получала угощение от хозяев. Среди весёлой компании колядующих всегда был кто-то, одетый страшнее всех. Он представлял самого старого и самого грозного духа, ему запрещалось говорить, и звали его просто Дедом.
3. Сказка «Морозко» - о путешествии в мир мертвых
Отголоски старых преданий о суровом нраве владыки холода дошли до наших дней благодаря русским народным пословицам и сказкам, которые транслировались из поколения в поколения. Самым ярким примером является всеми любимая сказка «Морозко», написанная в XIX веке. По тексту сказки, с одной стороны, Морозко одаривает падчерицу золотом за хорошее поведение, а с другой - насмерть замораживает дочку мачехи, по сути, за обычную лень.
«В сказке зашифрован древний ритуал о путешествии в мир мёртвых. Загробный мир воспринимался как источник благоденствия для живых, и поэтому мачеха отправляет туда свою дочь. Но чтобы пройти испытания в загробном мире, нужно иметь добродетельные качества героя. И поэтому падчерица возвращается с дарами, а дочь мачехи погибает в мире мертвых. Конечно, сказка имеет и социальную основу, она учит, как надо отвечать старшим, не грубить, не лениться и так далее. Но текстуально сказка также связана и с девичьей инициацией. К примеру, в некоторых регионах России существовал обычай, где молодых девушек обкидывали снегом. Так что „Морозко“ - это ещё и рассказ о девической судьбе», - рассказала доцент кафедры фольклора и древней литературы УрФУ Наталья Граматчикова.
4. Снегурочка - это ожившая снежная баба
С образом Снегурочки тоже не всё так просто. По одной из версий, которую, в частности, упоминает фольклорист Александр Афанасьев, образ Снегурочки связан с происхождением облачных духов из тающих весною льдов и снега. Снегурочка здесь выступает как сезонный персонаж, находящийся на стыке зимы и весны, и отвечающий за смену времен года. Другая версия связывает образ Снегурочки с образом Костромы и славянским обрядом похорон Костромы. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, топят в реке, или сжигают на костре. Сожжение Костромы - это одновременно проводы зимы.
То есть, Снегурка - это ожившая снежная баба, она была одним из символов зимы (в переносном смысле - смерти), и была связана с загробным миром. Образ Снегурочки существует в таком виде только в России. Во всех остальных странах «деды морозы», как бы они ни назывались, действуют в одиночку. Видимо, родственные связи Снегурочки с Дедом Морозом ей стали приписываться позднее, когда сформировался художественный образ зимних персонажей сказок. 5. Вне закона
Между тем, Дед Мороз и ёлка довольно долго никак не были связаны с Новым Годом. Привычный нам образ Деда Мороза стал складываться только к началу ХХ века. Правда, после революции 1917 года Дед Мороз и Снегурочка стали «врагами народа», а Рождество и новогодняя ель подверглись гонениям со стороны советской власти.
Решительное их изгнание произошло в канун 1929 года. Рождество было объявлено официальным рабочим днем, а специальные патрульные ходили по дворам и заглядывали в окна - не вздумал ли кто отмечать буржуйский праздник. Но уже в 1930-х годах Дед Мороз получил политическую реабилитацию. Первая официальная новогодняя елка в СССР прошла 31 декабря 1935 года, а в январе 1937 года детей на новогоднем празднике уже приветствовали Дед Мороз и Снегурочка. Большой вклад в современный образ доброго волшебника с бородой внесли советский кинематограф и мультипликаторы.
6. Новогодний хоровод - это замаскированное богослужение
У исследователей есть ещё одна интересная версия происхождения современных новогодних традиций, без которых не обходится ни одна детская елка. «Хоровод возле елки - это советская трансформация религиозного обряда богослужения. Ведь как это выглядит - дети водят хоровод и кричат „Елочка, гори!“, а Дед Мороз внимательно смотрит, кто не кричит. То есть подразумевается коллективное участие в этом ритуале. Блестящая одежда, мишура - это тоже отсылка к парчовым одеждам священнослужителей», - рассказала Наталья Граматчикова.
7. Самые необычные коллеги Деда Мороза
Тысячелетний образ Деда Мороза прослеживается и в других культурах. Аналоги новогодних дарителей есть во всех странах мира, за исключением разве что ряда африканских. Я предлагаю небольшой топ самых необычных коллег российского волшебника, среди которых - люди разных национальностей, вероисповеданий и даже пола. Объединяет их одно - именно они приносят детям подарки на Новый год или Рождество.
Так, например, в Голландии и Фландрии роль Деда Мороза исполняет Черный Пит. Это помощник Святого Николая, доставляющий через трубу подарки хорошим детям в День Святого Николая. Причем если Дед Мороз у нас доставляет подарки один, то Черных Питов в Голландии, по легенде, несколько. Кроме доставки подарков, Черный Пит способен выпороть хлыстом тех, кто плохо себя вел - именно он носит с собой список послушных и непослушных детей.
Дед Мороз-женщина есть в Италии. Подарки детям здесь разносит фея Бефана - старуха с крючковатым носом, в шляпе и на метле. Ученые настаивают, что Бефана происходит от языческой римской богини Strenia, а народная легенда гласит о некой старухе из Вифлеема, которая отказалась провожать волхвов до маленького Иисуса. Позже женщина осознала свою ошибку и с тех пор фея облетает всех малышей в надежде отыскать младенца Христа и подарить ему свой подарок.
В Испании есть и Санта Клаус, и официальный Дед Мороз - Папа Ноэль, но интереснее всего персонаж - в автономной Стране Басков. Здесь подарки детям приносит Олентцеро - старик в бедной национальной домотканой одежде, черном берете и лаптях. Олентцеро всегда с трубкой во рту и бутылкой хорошего испанского вина в руках. Хорошим детям он дарит подарки, а провинившимся - кусочек уголька.
На Острове Свободы как такового Деда Мороза нет, зато есть сразу три короля, которые на Новый год дарят подарки - Гаспар, Мельхиор и Бальтасар. Эти три добрых волшебника, которые исполняют желания загаданные на Новый год, на самом деле являются волхвами. Именно они увидели Вифлеемскую звезду и, следуя за ней, пришли в Иерусалим, а затем и в Вифлеем, где поклонились Марии с младенцем и принесли дары. На Кубе этих волшебников называют королями, а сам Новый год, таким образом, - Днем королей.
В странах Азии принято отмечать Новый год по лунному календарю, праздник здесь и знаменует собой приход весны. Но без коллег-Морозов тоже не обходится. Например, в Китае дедушку зовут Шэнь Дань Лаожэнь. В новогоднюю ночь он обязательно заглядывает в каждый дом и оставляет лайси - конверт с небольшой суммой денег на счастье. Китайцы верят, что их новогодний старец изучал философию Конфуция, владеет ушу и айкидо. Считается, что он также отпугивает злых духов.
В Японии сегодня волшебников сразу два. В роли Деда Мороза долгие века здесь выступала основная фигура новогоднего праздника - бог Хотей ошо, особенность которого в том, что он имеет огромные уши и глаза на затылке. Но с недавнего времени появилось два других рождественско-новогодних персонажа: Сегацу-сан и Одзи-сан. Сегацу-сана называют «Господин Новый год» или «господин Январь». А вот его «младший» брат Одзи-сан представляет собой «кальку» американского Санта Клауса. Одет он в традиционный красный тулуп, привозит подарки по морю, развозит их на оленях и раздаривает всем детям.
Добавим, что разные Дед Морозы есть даже внутри России. В Карелии Деда зовут Паккайне, в Башкирии и в Татарстане - Кыш Бабай; в Бурятии - Саган Убугун; в Марий Эл - Йушто Кугыза и Лумудыр; в Чувашии - Хeл Мучи. в Якутии - Чисхан или Эхээ Дыыл и Хаарчаана; в Ямало-Ненецком автономном округе (Россия, Сибирь) - Ямал Ири.